Евгений Герасимов — Народный артист Российской Федерации, выдающийся российский актёр и кинорежиссёр, Председатель Московского отделения Союза Кинематографистов РФ, Депутат и Председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы.
Ольга Кузьмичева: Уважаемый Евгений Владимирович, поклонники вашего театрального творчества и театральные коллеги бесконечно счастливы тому, что все мы имеем возможность наслаждаться вашим театральным актерским искусством на сцене Московского государственного театра Ленком Марка Захарова в спектаклях: «ЛюБоль» по пьесе Андрея Яхонтова, «Доходное место» по пьесе А.Н.Островского, «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова "Кабала святош", «Странный народ эти взрослые» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Tout payé, или Всё оплачено» по мотивам комедии Ив Жамиака. Чем является Театр в вашей жизни сегодня?
Евгений Герасимов: Театр для меня сегодня — это душа, сердце, моя большая отдушина! Поскольку на данный момент своей жизни я выбрал для себя профессию депутата, я считаю ее своей основной профессией. А все остальное, что у меня в жизни сегодня возникает — это мои хобби, мои увлечения. Но театр уже давно стал не просто увлечением, а душой, сердцем, любовью! Меня манит запах кулис, запах сцены, гримерная, волшебство, которое несет театральное действо...Но в свое время, где-то в 1980 году я ушел из Московского академического театра имени Маяковского, ушел сознательно. В тот момент мне нужна была творческая свобода. И я ее получил тогда. Но об этом, видимо, я расскажу позже, а сейчас — о театре...
И вот через 35 лет я почувствовал потребность в том, чтобы попробовать вернуться в театр. Меня неоднократно приглашали в самые разные театры в тот период, но я размышлял над предложениями... А когда Марк Анатольевич Захаров и Марк Борисович Варшавер пригласили меня в театр Ленком на главную роль в спектакле «Странный народ эти взрослые» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», тогда я понял, что это мое. Когда я прочитал сценарий спектакля, мне очень понравился гениальный ход его развития: Маленький Принц и Пилот, оба эти персонажа — это одно и то же лицо, которого в спектакле играет один актер. И мне показалось в тот момент, что я много видел разных постановок, но такого «Маленького Принца» я еще не видел. И на самом деле, это получился уникальный спектакль! По‐моему, это один из лучших спектаклей по повести Антуана де Сент-Экзюпери!
А далее, по нарастающей: один спектакль, а за ним еще один и так далее…Если в молодости, когда я играл на сцене театра Маяковского, я волновался, то сейчас — я не волнуюсь. Я в предчувствии радости — прожить роль своего героя. Я получаю огромное удовольствие, особенно на сцене любимого театра Ленком. В сегодняшней, достаточно сложной и насыщенной разными событиями, моей профессиональной жизни, я живу и работаю в режиме многозадачности. Как депутат Московской городской Думы, председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям, член Комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья, член Комиссии по образованию Московской городской Думы — я привык к столь интенсивному режиму многозадачности в работе. Депутат обязан иметь широкий круг понимания того, что нужно избирателям, с чем выходить на правительство для решения вопросов, поэтому режим многозадачности стал моим образом жизни. Мне это удается! Понятно, что я не мог бы всем заниматься единолично. Но тем не менее, я этим занимаюсь по максимуму. И, безусловно, мне прекрасно помогают в работе мои помощники!
Таким образом, вот уже через 35 лет я вновь оказался в театре. Я, конечно, себя ограничиваю. Я не могу принимать участие во всех театральных проектах, в которые меня приглашают. Но на сегодняшний день — у меня четыре главные роли в театре, считайте сами… Я искренне рад тому, что сегодня я являюсь одним из ведущих актеров, премьером, моего любимейшего театра Ленком.
Ольга Кузьмичева: Ваш актёрское искусство — феноменально! В каждой своей роли вы предстаёте перед зрителями в совершенно новом амплуа. Как вам удаётся такое гениальное творческое перевоплощение, симбиоз школы переживания и школы представления?
Евгений Герасимов: У меня были замечательные учителя. Я учился в Театральном институте имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Моими педагогами были — те самые настоящие вахтанговцы. Меня многому научил великий Андрей Александрович Гончаров. Я многому учился в актерской профессии, наблюдая за разными актерами. Каждый актер должен сам определить для себя свою школу, важно в каждой роли быть самим собой: стать другим в образе интерпретируемого персонажа, оставаясь самим собой!
Ольга Кузьмичева: Я восхищаюсь вашим актерским талантом и вашим депутатским служением на благо москвичей. Ваши избиратели и ваши коллеги называют вас продолжателем высоких нравственных традиций ваших старших коллег из мира культуры и искусства: Мстислава Ростроповича, Иосифа Кобзона, Станислава Говорухина. Ваши личностные качества высоконравственного и порядочного человека не только определили ваше киноамплуа идеального героя, но и судьбоносно привели вас в профессию депутата Московской городской думы. Какое ваше жизненное и профессиональное кредо?
Евгений Герасимов: Делай то, что знаешь, делай то, что можешь сделать и не жди благодарности. И я никогда не жду благодарности, просто делаю то, что должно делать.
Ольга Кузьмичева: Как вам кажется, те постановки и тот театр, который был 20, 30, 40 лет назад, и нынешний, чем-то отличаются?
Евгений Герасимов: Сегодня театр начинается и продолжается режиссерами. В те времена, о которых вы говорите, были великие режиссеры: Андрей Гончаров, Рубен Симонов, Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Борис Равенских, Юрий Любимов. Сегодняшнее поколение, оно — несколько иное. Таких мэтров и мастодонов, с моей точки зрения, нет. Марк Захаров был последним таким великим бтеатральным мастодонтом. Но есть другие. Сегодняшний современный театр, он — другой. У нас есть сегодня блистательный режиссер — Римас Туминас, я обожаю его великолепные постановки в Государственном академическом театре имени Вахтангова!
Молодежь — очень разная и интересная сегодня! Я люблю режиссерские постановки Евгения Писарева в Московском драматическом театре имени Пушкина. В этот театр можно прийти всей семьей и насладиться театральным искусством. Московский театр “Мастерская Петра Фоменко», продолжая традиции величайшего режиссера, пользуется огромной популярностью у современных театралов. Сорок лет назад всё-таки выбор произведений был более ограниченным, чем сегодня. Сегодня—выбор репертуара огромен! Общество развивается. Современный театр стал мировым театром, и многие мировые театральные тенденции присутствуют у нас на сцене. Многие тенденции образа жизни, они тоже отражаются. Театр не может пройти мимо того, что происходит в обществе, поэтому театр очень разнообразен сегодня. Это разнообразие присутствует во всей широте его театральной палитры: в жанрах, в трактовках. Сегодня зритель может выбрать то, что он хочет, театр с любым репертуаром: от классики до модерна. Зрителю нужна духовная подпитка. Важно, чтобы театр давал зрителю эту подпитку: нравственные и духовные ценности. Современный театр, он — сегодняшний — и этим он прекрасен!
Ольга Кузьмичева: Пользуясь случаем, позвольте вас поздравить с Международным днем театра и передать театральные поздравления от Президента Международного института театра ЮНЕСКО Мохаммеда Саиф Аль-Афкам.
Евгений Герасимов: Спасибо за поздравления!
Ольга Кузьмичева: Многие актеры, имея успех в кино или в театре, в какой-то момент решили стать режиссерами. (Так, например, артист театра имени Евгения Вахтангова Юрий Любимов в свои 47 лет, поняв, что ему стало тесно в актерской профессии переходит в театральную режиссуру. Актер Микеле Плачидо также успешно и органично открыл для себя мир театральной режиссуры. Константин Хабенский, снимаясь в военной драме «Собибор», высказывая свое виденье съемочного процесса, в итоге, не только снялся, но и снял это кино). Вы — любимейший советский и российский актер многомиллионной аудитории почитателей вашего актерского таланта в России и во всем мире! Одновременно, зрители обожают ваши режиссерские работы, ваши потрясающие фильмы: «Очень важная персона», «Не ходите, девки, замуж», «Забавы молодых», «Поездка в Висбаден», «Ричард Львиное Сердце», «Рыцарь Кеннет», «Туман рассеивается», «Савва». Эти фильмы хочется пересматривать каждый раз, вновь и вновь! А что побудило вас стать кинорежиссером в вашей творческой судьбе?
Евгений Герасимов: Когда я снимался, будучи еще школьником, в кино: первая моя картина «Они не пройдут» Зигфрида Кюна, а потом была картина «Человек, которого я люблю» Юлия Карасика. И во многом, фильм «Человек, которого я люблю» повлиял на мою будущую жизнь. Я наблюдал режиссера Юлия Карасика, которого многие знают по его знаменитым фильмам: «Шестое июля», «Человек, которого я люблю», «Ждите писем», «Дикая собака динго». «Чайка», «Собственное мнение». Я поразился тогда этой профессией. Я, наблюдая за ним, восхищался тем, что человек, по существу, реализует свое видение мира и жизни, хочет поделиться им с окружающими. Он считает необходимым обратиться с этим фильмом к зрителю, стремится поделиться с ним своими мыслями и своим пониманием жизни. Этому процессу помогают все — и операторы, и художники, и композиторы, и актеры — все они четко действуют согласно его видению, т. е. режиссер — это такой главный дирижер мира кино! Эта профессия меня поразила и увлекла. Но я учился в физико-математической школе в тот момент. И в 9‐10 классе я отказался сниматься в фильме «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, потому что я, посмотрев на кинопроцесс, понял, что актерская профессия — это очень субъективная профессия. Я играл главный роли, мир кино меня захватил, у меня была слава и успех. Я был богом и творил на съемочной площадке, мне это нравилось. Но я видел и молодых студентов, актеров, которые играли эпизоды в массовке. Я видел отношение к ним со стороны режиссеров и съемочной группы. И я подумал тогда: «А вдруг я тоже окажусь в массовке, если стану актером». Поэтому я продолжал заниматься физикой, математикой и отказывался от других предложений сниматься в кино в тот период моей жизни.
Но как у Бергмана — фильм «Прикосновение», так и в моей жизни — случилось «прикосновение к кино» еще в юношеском возрасте. Я всегда придерживался принципа, что «если для тебя что-то очень важно в жизни, если это тебя по-настоящему волнует, то нужно обязательно попробовать, пусть даже и ошибиться, но чтобы потом не сожалеть о том, что этого не сделал». Я продолжил заниматься физикой и математикой, но одновременно с этим я пошёл поступать на актёрское отделение в театральные ВУЗы. Я понимал, что я не могу поступать на режиссерское отделение, так как у меня тогда ещё не было сформировано ни мировоззрение, ни опыта жизни не было.
В тот момент, была ещё удивительная встреча Юлия Карасика и Леонида Завальнюка, режиссера и сценариста фильма «Человек, которого я люблю» с главным режиссёром театра имени Вахтангова Рубеном Симоновым. Рубен Николаевич посмотрел фильм «Человек, которого я люблю» и пригласил Юлия Юрьевича и Леонида Андреевича, чтобы они вместе написали пьесу для театра имени Вахтангова. Симонов в разговоре с ними сказал: «У вас в картине такой талантливый парень — Евгений Герасимов — так замечательно играет! Наверное, он артистом хочет стать?». «Да каким артистом, физиком-математиком он хочет стать!» — ответили они ему. «Да вы что? Пусть он в Щукинское поступает, я его потом в театр Вахтангова возьму!" — подытожил Рубен Симонов. Для меня, конечно, Рубен Симонов был авторитетом. «Ну, значит, он что-то увидел во мне, значит, это вовсе не случайно!" — размышлял я тогда.
Я поступил в Театральный институт имени Щукина при Театре имени Вахтангова и другие театральные ВУЗы. Я проверял себя, свои силы...Рубен Симонов, к сожалению, ушёл из жизни, когда я учился на первом курсе. Я продолжал учиться, а потом попал в Московский академический театр имени Маяковского под руководством главного режиссёра Андрея Александровича Гончарова, Меня приглашали и в другие театры, но я выбрал Гончарова, поскольку я видел его спектакли и понял, что это мне интересно. Но потом мне стало тесновато и грустновато в театре, так как подолгу репетировались спектакли. Андрей Александрович стал с трудом отпускать меня на съёмки, а завистливые актеры шептали ему о том, что я снимаюсь не в одной картине, а сразу в трёх. И он стал меня заряжать сразу во все спектакли, репетиции которых длились по несколько лет, чтобы я просто никуда из театра не девался, не уходил. Но я продолжал сниматься, я находил возможности для кино. И какому-то периоду я понял, что мне — вот так находиться в театре — уже невозможно. При всём том, что зритель стоя аплодировал, и я играл главные роли в театре. Я наблюдал за актёрами театра и понимал, что все актёры находятся в сильной зависимости от режиссёра театра. Только два актера театра были достаточно свободными личностями: Армен Джигарханян и Татьяна Доронина, а все остальные актёры были в дикой зависимости от Андрея Александровича Гончарова. Я видел, что жизнь артистов не просто зависимая, она — ограниченная! Мне этого было мало, я решил заниматься режиссурой. Я ушёл из театра, ушёл в никуда! В советское время уйти без трудовой книжки, куда-то в никуда — это было непостижимо! Я не стал устраиваться в штат Киностудии имени Горького, куда меня приглашали как актёра, поскольку тоже не хотел зависимости. Но я, правда, был уже тогда членом Союза кинематографистов. Я поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве, в мастерскую Георгия Николаевича Данелии и Эльдара Александровича Рязанова. Я сделал свой дебютный фильм по сценарию Виктора Мережко, который получил разные призы и награды на кинофестивалях. А потом была первая картина, затем вторая режиссёрская работа и так далее...И когда я уже сделал первую и вторую картины, тогда я пришёл в штат Киностудии имени Горького свободным человеком, режиссёром, свободным художником. Всё как-то так интересно сложилось! Я возглавил на определённом этапе Третье творческое объединение на киностудии имени Горького, которое до этого возглавлял Cтанислав Иосифович Ростоцкий. Он выбрал меня изо всех режиссёров, ВГИКовцев на киностудии. Он ушёл на картину и передал мне руководство. И все переходные красные знамёна, многочисленные кинофестивальные победы, были у нашего Третьего творческого объединения Киностудии имени Горького, которое я возглавлял. А это значило ещё и то, что актёры и все наши сотрудники получали хорошие зарплаты и премии. А потом — началась Перестройка, и Киностудия имени Горького оказалась в тяжёлом положении.
Потом я много времени вместе с Евгением Жариковым посвятил организации Гильдии актёров кино России, созданной для поддержки старшего поколения киноактёров. Я помню, как с Евгением Жариковым мы выбивали персональную пенсию для Николая Крючкова, через Наину Иосифовну дошли до Президента России Бориса Ельцина. А так, в тот перестроечный период, все словно забыли о великом Николае Афанасьевиче. Я также занимался социальными насущными вопросами в Союз кинематографистов РФ.
Когда я работал в Третьем творческом объединении Киностудии имени Горькова в моём подчинении было порядка 14000 человек. И помимо творческих вопросов, у них были — практические жизненные проблемы, с которыми они приходили ко мне, к своему худруку. И я шёл помогать своим коллегам. Я брал с собой Штирлица, Вячеслава Тихонова, Михаил Ножкин очень помогал. Поначалу мы занимались этим широким кругом социальных вопросов для киноактёров. А потом я стал известен для руководства города. Однажды я пришёл в Правительство Москвы с важным вопросом — помочь одной знаменитейшей актрисе, оказавшейся в тот период в сложной жизненной ситуации. Вице-мэр Валерий Шанцев сказал мне, что с этим вопросом надо идти непосредственно к мэру. Мы пошли к мэру Москвы Юрию Лужкову, и вопрос помощи знаменитейшей нашей советской и российской актрисе тотчас же был положительно решен. И тогда Валерий Павлинович Шанцев предложил мне попробовать избраться в депутаты Московской городской Думы. В 2001 году — я попробовал, меня избрали! С тех пор я депутат Московской городской Думы. Удовлетворение и радость от работы депутата, от того, что ты помог ветеранам ВОВ — это ни с чем несравнимые эмоции! В моей памяти — в такие минуты — возникает образ моего отца, который пришёл с войны без ноги... Отвечая на ваш вопрос о том, как я пришёл в режиссуру, я рассказал и о том, как моя профессия режиссёра привела меня в профессию депутата.
Ольга Кузьмичева: Какие главные мероприятия запланированы в этом году в Московском отделении Союза Кинематографистов РФ?
Евгений Герасимов: Московское отделение Союза Кинематографистов РФ является структурным подразделением Союза Кинематографистов РФ. Московское отделение помогает в организации и проведении огромного количества мероприятий Союза Кинематографистов РФ. Прежде всего, это ежегодный Московский международный кинофестиваль! Как Председатель Московского отделения Союза Кинематографистов РФ я провожу огромное количество творческих встреч, юбилеев, кинопоказов в Центральном Доме кинематографистов. Скоро в апреле у нас состоится Открытый московский фестиваль-конкурс кинопесни имени поэта Леонида Дербенёва. В преддверии Дня города состоится 11-й Московский международный кинофестиваль «Будем жить», президентом которого я являюсь. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин выпустил большое серьезное распоряжение о поддержке молодых кинематографистов. У молодых студентов‐кинематографистов будет возможность участвовать в конкурсной творческой борьбе за гранты мэра. Раньше грантовую поддержку могли получать только фильмы, которые уже вышли в прокат. Распоряжением мэра Москвы с этого года у молодых кинематографистов появится возможность участвовать в конкурсе с их короткометражными дебютными фильмами. При этом, одним из героев фильма должен быть город Москва. А также в ближайшие месяцы кинотеатр "Москино Салют" выступит площадкой для встреч и дебютных показов фильмов, снятых студентами киношкол и киновузов.
Ольга Кузьмичева: Пандемия Covid‐19 сильно повлияла на сферу культуры во всем мире. Мы учимся жить в новых условиях и радуемся тому, что сегодня мы всё-таки можем ходить в театры с соблюдением всех антиковидных защитных мер. Какой совет вы можете дать нашим читателям, которые не мыслят своей жизни без культуры и искусства — тем, кто оканчивает творческие вузы в этом году и хочет попробовать себя в актерской или режиссерской профессии сегодня?
Евгений Герасимов: Пробовать себя, трудиться и стараться стать лучшим в своей профессии!
Подписи к фото:
фото№1 Евгений Герасимов, Депутат и Председатель Комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской Думы
фото№2 Евгений Герасимов, Народный артист Российской Федерации, выдающийся российский актёр и кинорежиссёр
фото№3 Евгений Герасимов, Председатель Московского отделения Союза Кинематографистов РФ на Московском международном кинофестивале
фото№4 Евгений Герасимов, Премьер Московского государственного театра Ленком Марка Захарова в роли Маленького Принца и Пилота в спектакле «Странный народ эти взрослые» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Интервью провела Ольга Кузьмичева, спецкор по культуре интернет-портала «Всемирная Россия»